Парааутизм описывается как психическое расстройство, возникающее у детей, подростков в результате стрессовых ситуаций, нарушения связи с матерью. Он имеет схожесть с аутизмом по некоторым признакам, но также отличия. Дефект является приобретенным, поддается коррекции при своевременной диагностике, лечении. Обратитесь в частную психиатрическую клинику «Нарколог-Психиатр» в Самаре, если у ребенка развился парааутизм. Звоните по круглосуточному телефону 8 (800) 302-48-86.
Причины парааутизма
Психическая депривация (ПД) в раннем детстве может вызвать психогенную форму аутизма. Это расстройство, при котором ребенок не хочет, не умеет общаться с другими, изолирует себя от мира. У него отстает развитие ума, речи, чувств. Он становится эмоционально незрелым, личностно дефицитарным. Его социальные функции, воля слабо развиты.
Генез депривационного парааутизма – факторы окружающей среды. Основной из них – ПД, когда ребенок не получает стимулов для социального развития.
Есть некоторые причины для этого:
- Недостаток эмоциональной связи между малышом и мамой. Это бывает в проблемных семьях, где мамы болеют алкоголизмом, наркоманией, психическими болезнями, просто плохо исполняют роль матери.
- Потеря родителей. Ребенок оказывается в ситуации сильной социальной депривации, если он сирота, брошенный, беспризорный. В детских учреждениях он часто не имеет достаточного общения, лишен дозы любви.
- Нарушение работы органов чувств. Больной не в состоянии общаться из-за органических заболеваний – слепота, глухота, ДЦП.
- Недостаток информации. Ребенок страдает от «информационного голода», если его долго держат в изоляции (в подвале, закрытой комнате). Иногда его воспитывают животные в дикой природе (синдром Маугли).
- Длительная ситуация угрозы. Замкнутость малыша возникает как реакция психологической защиты при перманентном воздействии опасных для жизни факторов.
Патогенез парааутизма
Механизм зарождения болезни связан с нарушением формирования психических функций в результате недостаточного, неправильного общения с окружающими. ПД приводит к дефициту стимулов для развития мозга, его структур, ответственных за социальное поведение, эмоции, речь, мышление. В результате ребенок не учится понимать, выражать чувства, не развивает интерес к другим людям, миру, не формирует навыки общения, самообслуживания.
Пациент остается в состоянии раннего детства, когда он не отделяет себя от матери, не осознает индивидуальности. Он избегает глазного контакта, физического прикосновения, вербальной коммуникации.
Ребенок предпочитает повторяющиеся движения, только они приносят удовлетворение, спокойствие (например, качается, как маятник). Он реагирует негативно на любые изменения в своей среде, проявляет агрессию, апатию.
Симптомы парааутизма
Признаки истинного дизонтогенеза при парааутическом расстройстве у младенцев представлены обеднением эмоциональных ответов на речь взрослого, вид незнакомых людей, новую игрушку. Ребенок выдает характерную симптоматику:
- не улыбается, не смеется, не плачет, не проявляет интереса к окружающему миру;
- не стремится к физическому контакту с матерью, другими людьми;
- не реагирует на имя, не подражает звукам, жестам.
Он предпочитает однообразные, повторяющиеся действия с предметами, например, качает игрушку, себя из стороны в сторону. У детей постарше другие проявления заболевания.
Нарушение социального взаимодействия
Больной не устанавливает дружеских отношений со сверстниками, не проявляет интереса к их играм, чувствам. Он не понимает правил поведения в обществе, не соблюдает нормы этикета, морали. Он не способен к эмпатии, сопереживанию, сотрудничеству.
Нарушение речевого развития
Ребенок может быть полностью безречевым, иметь ограниченный словарный запас. Кроме того, он:
- использует эхолалию (повторение слов, фраз за другими людьми), пралалию (повторение своих слов, фраз);
- говорит о себе в третьем лице, обращается к себе по имени;
- испытывает проблемы с пониманием, выражением мыслей, чувств.
Он предпочитает игнорировать обращения к нему, отвечать непосредственно на вопросы.
Нарушение поведения
Ребенок иногда проявляет агрессию, апатию, бывает раздражительным, пассивным. Он:
- испытывает страх перед новыми ситуациями, людьми, зависим от рутинных действий, предметов;
- производит стереотипные движения (качание телом, махание руками, вращение пальцами); манеризмы (щелканье языком, хлопанье руками, прищуривание глаз);
- имеет специфические интересы (цифры, буквы, карты), пристрастия (еда, одежда, музыка).